Зачем нужен фирменный стиль?
Что такое фирменный стиль и брендбук? Зачем он нужен, и как оценить его качество? В этом материале, Вы найдете простые ответы на эти важные для современного делового человека вопросы… |
Что такое фирменный стиль?
Фирменный стиль (он же «Корпоративный стиль», «Брендбук», «Гайдлайн» или Сorporate identity) – это система визуальной идентификации Вашей фирмы, товара или услуги. Говоря простыми словами, это именно то, что визуально отличает Вашу компанию от других ей подобных. Технически, фирменный стиль – это набор визуальных постоянных, которые служат для создания узнаваемого образа компании, товара или услуги. По сути, фирменный стиль включает в себя только: — основополагающую идею; — логотип; — фирменные цвета; — фирменные шрифты. Иногда еще создается дополнительный графический элемент, называемый корпоративным интегратором или, говоря языком психологов, визуальным паттерном. Интегратором может выступить практически что или кто угодно. От корпоративного героя (изображение вымышленного или реального персонажа, связываемого с компанией, товаром или услугой) до абстрактной геометрической фигуры, служащей лейтмотивом корпоративного дизайна. Все остальное, часто также называемое фирменным стилем, на самом деле, правильнее называть носителями фирменного стиля: — корпоративная документация (визитки, бланки, конверты и т.д.); — корпоративная атрибутика (флажки, форма, значки, автомобили, календари, сувениры, подарки, стенды, полки и пр.); — полиграфия (каталоги, буклеты, лифлеты, листовки, плакаты и т.п.); — другие коммуникации (пресса, наружная реклама, ТВ, радио, Интернет); — банк образов (рекомендуемые к использованию в рекламных коммуникациях визуальные решения). Любой здравомыслящий человек обязательно спросит: А что же такое брендбук? Что такое гайдлайн? И вообще, почему существует такая путаница? Ответ прост. За 20 лет своего существования украинская реклама так и не смогла создать ни единой более-менее авторитетной школы. В результате, все это время на рынке рекламных услуг царит полнейший хаос. Понятно, что в таких условиях большая часть людей в отрасли, разговаривает на «птичьем языке». Этот язык представляет собой грубую смесь из переведенных с английского языка терминов, старых советских понятий, а в отдельных случаях, и вовсе придумываются свои собственные термины, так, «для красного словца». Для того, чтобы разобраться во всем этом, давайте подробно рассмотрим весь процесс создания фирменного стиля от начала и до самого конца. Этапы создания фирменного стиля Весь процесс создания фирменного стиля условно можно разделить на несколько основных этапов: Первый этап – конкурентный анализ На этом этапе проводится анализ компаний конкурентов. Какие подходы они используют? Насколько они успешны? Это нужно для того, чтобы банально не повторять чужих ошибок, а также чтобы создать действительно уникальный фирменный стиль – не похожий на другие. Такой стиль будет выгодно отличать Вашу компанию от конкурентов, хорошо запоминаться и, впоследствии, позволит Вам сэкономить много денег. Второй этап – анализ Ваших преимуществ Следующим шагом должно стать изучение преимуществ и недостатков Вашей компании по отношению к конкурентным компаниям. Только поняв свои реальные преимущества можно приступать к созданию основополагающей идеи. Третий этап – создание основополагающей идеи Этот этап характеризуется формированием смыслового образа, который в дальнейшем послужит основой Вашего фирменного стиля. В этот образ обычно вкладывается не только графические изображения, но и уровень культурного образования Вашей целевой аудитории, география и даже политика продаж. Совершенно очевидно, что логотип компании, реализующий одежду для пенсионеров где-нибудь в Германии должен весьма существенно отличаться от логотипа компании, которая производит слабоалкогольные напитки для молодежи в Украине. Четвертый этап – разработка фирменного стиля В основе любого фирменного стиля лежит логотип – уникальное начертание полного или сокращенного названия организации, товара или услуги. Часто вместе с начертанием названия используется еще и специальный знак, символ компании, товара или услуги. Такое сочетание позволяет более доступно выразить основную идею, миссию или философию деятельности. В начале разработки логотипа определяются основные элементы: стиль, цвета и шрифты. После окончания всех работ создается руководство по применению фирменного стиля. По сути, это правила использования фирменного стиля на различных носителях. Вот это руководство и называется гайдлайном или брендбуком. Критерии оценки фирменного стиля
Фирменный стиль, как и любой другой рекламный продукт поддается объективной оценке. Знание конкурентов, понимание потребностей целевой аудитории, осознание собственных преимуществ и недостатков, а также сведения о непосредственных функциях фирменного стиля позволяют с большой долей уверенности прогнозировать его успешность. В самой малой доле здесь можно мыслить категориями «Нравится/не нравится». Вы не являетесь своим покупателем, поэтому нравится должно не Вам, а в первую очередь тем людям, на которых Вы рассчитываете, производя свой товар или предлагая услугу. Функции фирменного стиля
Исходя из обозначенных функций можно довольно легко вывести требования к идеальному фирменному стилю. Требования к фирменному стилю:
— уникальность; — запоминаемость; — универсальность; — ассоциативность; — выразительность; — функциональность; — лаконичность.
История фирменного стиля Официально считается, что понятие «Фирменный стиль» появилось в результате ужесточения конкуренции в начале ХХ века на территории США. Все очень просто, в каждой из отраслей бизнеса на то время появилось много конкурирующих между собой компаний. Перед думающими предпринимателями встал вопрос: Как выделить свою компанию, продукт или услугу среди десятков или даже сотен компаний конкурентов? Решением стало появление системы визуальной идентификации или фирменного стиля. Но, на самом деле, все началось гораздо раньше. Первые, из зарегистрированных наукой, логотипы появились более 7 тыс. (!) лет назад на территории современной Румынии (северо-западная историческая область — Трансильвания). В те времена там наблюдалась ситуация по смыслу схожая с событиями начала ХХ века в США – начался серьезный экономический подъем. Среди людей того времени особым спросом пользовались керамические изделия хозяйственного назначения. Спрос рождает предложение, и в результате, гончарное искусство стало переживать рассвет. А вместе с этим, как известно, всегда приходит конкуренция. Естественно, что гончары, которые делали более качественную керамику, начали помечать свои изделия специальными личными знаками. Так и появились первые в истории логотипы. Примечательным является тот факт, что «брендированная» керамика ценилась древними потребителями выше. Только за наличие на изделии известного знака люди готовы были платить намного большую цену. Похожая ситуация наблюдается и сегодня. Это происходит потому, что обычно люди не покупают товары. Покупают их качество, надежность, престижность или, например, экономичность. И только грамотно разработанный фирменный стиль может стать первым шагом в том, чтобы придать обыкновенной вещи или услуге подобное значение в глазах потребителя.
Сергей Хиврич Креативный директор Арт-группа ИМХО |